Бронетранспортер БТР-152
СССР

БТР-152 был создан конструкторским бюро Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗиС), которым руководил В.А. Грачев. Ведущим конструктором проекта был Б.М. Фиттерман. Первые два прототипа БТР-152 были собраны к маю 1947 г. БТР разрабатывался на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗиС-151 и имел открытый сверху сварной несущий корпус. В передней части корпуса находилось МТО, в средней части - отделение управления и в кормовой части - десантное отделение. В отделении управления размещалась радиостанция 10-РТ-12 (Р-113). Корпус имел две боковые дверцы для командира и водителя и одну заднюю для десанта. Машина была вооружена 7,62-мм станковым пулеметом Горюнова (СГ-43, позже СГМБ), который устанавливался на одном из четырех кронштейнов с вертлюгами, расположенных по периметру корпуса. Она имела противопульное бронирование с толщиной броневых листов от 6 до 13 мм. Мощность карбюраторного двигателя ЗиС-123 была увеличена по сравнению с автомобильным двигателем и составляла 110 л.с. Кроме того, на БТР устанавливались двухдисковое сцепление сухого трения, пятискоростная корбка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, улучшенная конструкция подвески, из двух полуэлептических рессор и двух гидроамортизаторов рычажного действия, а так же шины постоянного давления, увеличенного диаметра. Наличие трех ведущих мостов и шин с протектором типа «Вездеход» обеспечивали бронетранспортеру повышенную проходимость. БТР-152 был принят на вооружение в 1950 г. и находился в серийном производстве с 1950 г. по 1955 г. 

За все время производства было выпущено несколько сотен БТР-152 и его модификаций, которые экспортировались в Афганистан, Албанию, Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу (Лаос), Китай (тип 56APC), Конго, Кубу, Чехословакию, ГДР, Египет, Финляндию, Эфиопию, Гвинею, Гвинею-Биссау, Венгрию, Индонезию, Индию, Мали, Монголию, Мозамбик, Никарагуа, Иран, Ирак, Северную Корею, Польшу, Румынию, Шри-Ланку, Судан, Сирию, Танзанию, Уганду, Йемен, Югославию, Вьетнам, Зимбабве и другие страны. Также известно, что бронетранспортер БТР-152 стоял на вооружении Израиля. Как и многое другое вооружение советского производства, эти машины были захвачены во время конфликтов с Египтом и Сирией. БТР-152А. На базе БТР-152 выпускался БТР-152А с зенитной установкой ЗТПУ-2. ЗПТУ-2 состояла из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ установленных в десантном отделении бронтранспортера. Максимальный угол возвышения установки +89°, угол снижения - 5°. Боевая скорострельность 70 выстрелов в минуту. Боекомплект составлял 1200 патронов. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел, а для стрельбы по воздушным - коллиматорный. Экипаж бронетранспортера состоял из 10 человек. На вооружении с 1951 г. В 1955 г. было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4 состоявшей из четырех пулеметов КПВ. Боекомплект был увеличен до 2000 патронов, а экипаж сокращен до 5 человек. БТР-152С. На базе БТР-152 выпускалась машина связи БТР-152С. БТР-152Б. С 1952 г. на машине стала устанавливаться механическая лебедка барабанного типа с блоком-полиспастом с тяговым усилием 4,5 тс. Силовая передача дополнена трехступенчатой коробкой отбора мощности для привода механической лебедки. Длина троса составляла 70 метров. Привод лебедки осуществлялся от коробки отбора мощности через карданную передачу и червячный редуктор. Этой машине была присвоена марка БТР-152Б. БТР-152У. На базе бронетранспортера БТР-152Б выпускался подвижный пункт управления артиллерией. БТР-152В. В 1955 г. на базе узлов и агрегатов опытного автомобиля ЗиС-128 и первых прототипов грузового ЗиЛ-157 был создан бронетранспортер БТР-152В. 

В отличии от БТР-152 он имел централизованную систему регулирования давления в шинах с наружным подводом воздуха, более широкие шины меньшего диаметра, инерционно-масляный воздухоочиститель, двухкамерный карбюратор, компрессор с жидкостным охлаждением и термосифонный пусковой подогреватель. Кроме того, на БТР-152В, было увеличено передаточное отношение в главных передачах ведущих мостов и изменена подвеска передних колес. БТР-152Д создан на базе бронетранспортера БТР-152В и по размещению зенитной установки ЗТПУ-2 аналогичен БТР-152А. В 1957 г. наружный подвод воздуха к шинам был заменен более надежным внутренним. Это потребовало изменения конструкции мостов и схемы прокладки трубопроводов. Водитель получил прибор ночного видения ТВН-2, был введен отопитель обитаемых отделений и систему обдува лобовых стекол горячим воздухом. Бронетранспортер с этими конструктивными изменениями получил наименование БТР-152В1. На вооружении с 1958 г. БТР-152Е создан на базе бронетранспортера БТР-152В1 и по размещению зенитной установки ЗТПУ-2 аналогичен БТР-152А и БТР-152Д. В 1957 г. был построен опытный бронетранспортер БТР-Э152В, отличавшийся равноудаленными друг от друга осями и шинами увеличенной размерности. Прототип уверенно проходил окопы и легко передвигался по снежной целине. В серии не строился, но дал толчок для развития конструкторских экспериментов на опытном бронетранспортере ЗиЛ-153. БТР-152К. В 1959 г. на вооружение был принят БТР-152К, который имел броневую крышу корпуса с тремя продольными люками, ночной смотровой прибор водителя ТВН-2 и дополнительный нагнетающий вентилятор. Масса машины в результате этого увеличилась до 9 т. Экипаж с десантом был сокращен до 15 человек. Пулемет устанавливался на одном из четырех кронштейнов на крыше корпуса. На части машин БТР-152К пулемет отсутствовал. Производство этих бронемашин завершилось в начале 1962 г., когда их заменили более совершенные БТР-60П. БТР-152 был снят с вооружения в 1993 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Колесная формула  6х6
Боевая масса, кг 8600
Боевой расчет, чел 2+17
Габариты Длина, мм 6550
Ширина, мм 2320 
Высота, мм 2360
Клиренс, мм 286
Вооружение (боезапас)  7,62-мм станковый
пулемет СГМ (1250) 7,62-мм станковый
пулемет СГМБ (1250)
Броневая защита, мм 6-13
Двигатель (тип) ЗиС-123 (карбюраторный, шестицилиндровый)
Мощность двигателя, л.с.  110 при 3200 об/мин
Максимальная скорость, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 550
Преодолеваемый подъем, град 30
Преодолеваемый брод, м 0,8

 

 


 

Hosted by uCoz